За 85 лет существования Поломской школы рождались и укреплялись традиции, многие из которых являются визитной карточкой учреждения.
Одна из них – ученические производственные бригады.
Под руководством учителя истории Татьяны Николаевны Усцовой я исследовала историю этого движения, его цели и значение в жизни СПК «Восход», а также судьбах односельчан. Итоги своей исследовательской деятельности озвучила на школьной и районной научно-практических конференциях, а также представила на XXIV областном конкурсе исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Кировской области по краеведению.
Помогли газета, музей и рассказы очевидцев…
Перед началом работы провела анкетирование среди современных школьников и убедилась, что мало кто из них что-то знает об истории детских производственных бригад. Захотелось и самой подробнее узнать, и сверстникам рассказать, как был организован ученический труд, что выращивали школьники, каких результатов добивались...
Изучила специальную литературу, а затем обратилась к архивам районной газеты, в которой не раз рассказывалось о работе производственной бригады Поломского образовательного учреждения. Помогли и материалы, которые хранятся в Белохолуницком краеведческом музее. Но больше всего интересных фактов я почерпнула из бесед с выпускниками нашей школы, работавшими в бригаде в 1950 – 1990 гг.: Г.А. Шевниковой, Л.А. Шаргуновой, М.Б. Слудниковым, Н.Б. Безносиковым и др. Мне даже показали поля, где работали учащиеся. Угодья располагались в деревнях Хохрята, Подгоряна, Первачата…
Первые школьные бригады
Первая ученическая производственная бригада из 110 человек была создана в 1954 г. в колхозе «Россия» Ставропольского края. Ей отвели 22 га земли в пойме р. Кубани, предоставили технику и семена. Целью являлось приобщение молодежи к производственному труду...
Педагоги разных школ огромной страны, знакомясь с достижениями ставропольских школьников, решили перенять этот опыт с учетом местных условий хозяйствования. Так, в 1957 – 1958 учебном году аналогичная бригада появилась и в Поломской школе. В нее вошли ученики 7 – 10 классов. Первым руководителем назначили учителя биологии Н.Ф. Леушину.
Количество ребят, занимающихся в составе бригады сельским хозяйством, в разные годы колебалось от 30 до 40 человек. За школьниками сначала закрепили площадь в 30 га. Ребята приступили к освоению сельскохозяйственных профессий в растениеводстве и животноводстве. Причем они ударно трудились не только на отведенных им полях, но помогали лесничеству, а в горячие дни страды – и родному колхозу. В 1959-ом школьники выработали 1500 «человеко-дней», выполнив работы на сумму около 5000 руб.
Расцвет бригадного движения в 80-е годы
К концу 1970-х в сельской школе открыли учебные мастерские, был создан пришкольный опытнический участок. В производственной ученической бригаде стали выделять уже четыре звена: полеводы, животноводы, механизаторы и строители. К началу 80-х правление «Восхода» выделило ученическому подразделению 52 га пашни. Ребята трудились на различных агрегатах, участвовали в заготовке сена и силоса, вели прополку корнеплодов...
Самыми урожайными для поломской ученической бригады стали 1982 – 1984 годы. Тогда школьники вырастили более 76 т зерновых, 367 т картофеля, 35 т капусты и 24 т корнеплодов. В целом они произвели продукции на 60 тыс. руб.
Учащиеся проводили также опытную работу по разведению различных сортов овощей и составлению лучших кормовых добавок для скота. Задания бригаде давали Фалёнская селекционная станция, НИИ Северо-Востока, КСХИ. В 1979-ом учащиеся Поломской школы успешно провели опыт по ускоренному размножению картофеля сортов «Вятка» и «Роза».
В 1983-ем сдали уже 173 т семян этих сортов. В результате школа заняла второе место в области из 205 школьных бригад и была отмечена премией! Также бригада не раз награждалась грамотами обкома ВЛКСМ, облоно, «Агропрома». В 1982 году в Поломской школе ввели факультативы по основам животноводства, начали изучать машинное доение коров. При местном животноводческом комплексе были созданы звенья по уходу за телятами и поросятами. Летом девушки 8 – 9 классов трудились на трех фермах колхоза. По заданию главного зоотехника они в течение трех месяцев проводили опыты с кормами…
Специалисты сельского хозяйства вели в школе профориентационную работу. В Поломе активно работал совет по профориентации в составе девяти человек, который рассматривал ход выполнения поставленных перед школой задач по улучшению учебно-материальной базы трудового обучения, профессиональной ориентации учащихся, проводил работу по трудоустройству и закреплению выпускников на селе. Специалисты колхоза привлекались для проведения уроков по растениеводству, животноводству, экономике сельского хозяйства.
Новой формой работы стали также политинформации, посвященные людям труда села, района, области и их достижениям, которые наиболее часто проводили председатель колхоза Н.В. Рыболовлев, секретарь парторганизации Н.К. Леушина, председатель профкома Н.Н. Декун.
В период с 1982 по 1985 гг. школьники участвовали в областных слетах производственных бригад, делились опытом своей работы. Так, в 1984-ом наработки Поломской школы и колхоза «Восход» по трудовому воспитанию, профессиональной ориентации и закреплению молодёжи на селе были одобрены на бюро Кировского обкома партии, и учебное учреждение получило статус областной школы передового опыта!
При этом члены производственной бригады не только хорошо работали, но и отдыхали с пользой. Например, традиционным мероприятием был «Праздник урожая», где подводились итоги работы, награждались ученики, достигшие наилучших результатов, которые поощрялись денежными вознаграждениями, а их фотографии размещались на специальном школьном стенде. В этот день организовывалась выставка лучших экспонатов выращенных овощей и зерновых; готовила свое выступление школьная агитбригада. Можно сделать вывод, что в советской школе гордились не только отличниками учебы, но и отличниками труда!
Школьное хозяйство – на хозрасчет
После распада СССР, в 1991 году, было решено создать школьное подсобное хозяйство «Смена». Его деятельность строилась на принципах хозрасчета, самоокупаемости, самоуправления. Руководителем выбрали преподавателя трудового обучения А.А. Важенина. «Восход» предоставил школе 70,6 га земли в аренду. По целевому назначению подсобному хозяйству пришла техника. Кроме производства сельхозпродукции, «Смена» занималась изготовлением изделий из древесины, тиражировала компьютерные программы, организовывала показ кинофильмов.
В 1992 году у школьного подсобного хозяйства появились небольшая пасека и сад с плодово-ягодными кустарниками. Такое хозяйство было первым в районе и единственным в области! Но, к сожалению, финансовые трудности 90-х свели на нет всю деятельность, и в 1995 году ученическое подсобное хозяйство прекратило свое существование.
Поколение полеводов и животноводов
Таким образом, за трудовое обучение школьников, воспитание у них любви к сельскохозяйственному производству и неравнодушного отношения к родной земле отвечает не только школа, но и государство, его социально-экономическая политика. Для решения этих задач на поломской земле и были объединены усилия педколлектива, колхоза «Восход», общественных организаций и родителей детей.
Многие ребята, принимавшие активное участие в пятой трудовой четверти, затем выбирали сельскохозяйственные профессии, становились у руля сельхозпроизводства, а некоторые до сих пор успешно трудятся в СПК «Восход»! Благодаря бригадному движению подростки учились уважать труд, искренне дружить, поддерживать друг друга, быть самостоятельными. Подобные качества нужны и современной молодёжи…
Вера Первакова, ученица 11 класса Поломской школы.
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
- 01.11.2024 Из поколения в поколение…
- 18.10.2024 Не только ездим, но и смотрим…
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
Комментарии