ГлавнаяОбществоЭкологически опасное большинство
14.02.2012
Рубрика: Общество
Просмотров: 2145
Экологически опасное большинство

Для многих субъектов предпринимательства становится открытием, что они в результате своей коммерческой деятельности негативно воздействуют на экологию, поэтому обязаны ежеквартально вносить за это плату в бюджет. По их мнению, спрашивать за негативное воздействие на окружающую среду надо лишь с руководителей крупных заводов и производств: у них, мол, и трубы с вредными выбросами, и отходы...

А кто-нибудь задавался вопросом, как воздействуют на окружающую среду небольшие предприятия, коих в нашем районе несколько сотен? А ведь почти у каждого индивидуального предпринимателя или юридического лица, которых относят к малому или среднему бизнесу, тоже есть и выбросы в атмосферу вредных веществ от использования автомобильного транспорта, и отходы производства, которые с задейстованных территорий вместе с ливневыми стоками попадают в поверхностные водные объекты. Кстати, по общему вредному воздействию на окружающую среду это множество небольших загрязнителей намного превосходит крупные предприятия.

Ежегодно в бюджет нашего района поступают денежные средства, полученные от природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду. Так, за 2009 год в казну поступило 340 тысяч рублей, за 2010-й – 410 тысяч, на 10 января 2012 г. – 599 тыс. рублей. Полученные деньги расходуются на различные мероприятия природоохранного назначения.

Удручает, что осознание необходимости соблюдать экологические нормы и строить экологически безопасный бизнес свойственно меньшинству, но именно за его счет решаются экологические проблемы, созданные большинством.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плательщики – организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Об этом гласит п.1 «Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного Постановлением правительства РФ № 632 от 28.08.1992 г.

На основании ч. 2 ст. 16 ФЗ № 7 от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия относятся:

– выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и иных веществ от стационарных и передвижных источников;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

– размещение отходов производства и потребления;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Заполнение и представление расчета платы осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204 (в редакции от 27.03.2008 г. № 182 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

Не следует забывать, что с 1 января 2010 года отменены все льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.06.2006 г. № 8077) установлены сроки уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа: на должностных лиц – от 3000 до 6000 руб.; юридических – от 50000 до 100000 руб. Нарушением срока внесения платы считается внесение платы на следующий день после 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и позднее.

Согласно ст.8.5. Кодекса, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 500 до 1000 рублей; должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; юридических – от 10000 до 20000 рублей.

В 2011 году был отмечен случай, когда одно из учреждений г. Белая Холуница предоставило несуществующий приказ Управления Ростехнадзора по Кировской области об отмене платы за негативное воздействие для данного учреждения. Сообщаем, что такие решения может принимать только суд. К тому же с 30 сентября 2010 г. прекращены полномочия Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды, в том числе в части исполнения функций главного администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Главный контролер внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – Росприроднадзор – предостерегает организации и предпринимателей от поспешных выводов в связи с принятием президиумом Высшего арбитражного суда РФ постановления, из которого вовсе не следует, что офисы не должны платить «за экологию». Специалисты Управления Росприроднадзора сообщили, что судебное решение по конкретному делу в отношении конкретной компании не является правовым основанием для невнесения в бюджет платежей за загрязнение окружающей среды другими юридическими лицами. Плата за размещение отходов, в том числе бытовых, не отменяется.

Логично, что вред природе наносят промышленные предприятия разных отраслей. Тем не менее, Росприроднадзор настаивает на том, что понятие «размещение отходов производства и потребления» в полной мере относится к небольшим компаниям, несмотря на то, что они вывозят свои отходы по договорам с лицензированными перевозчиками или за них это делает арендодатель.

На практике многие арендаторы просто не имеют возможности рассчитать свои лимиты и перечислить платеж в бюджет. Расчет экологического платежа производится на основании справок с лицензированных полигонов. Их можно получить от лицензированных же перевозчиков отходов, с которыми заключается соответствующий договор. Но крупные офисные центры-арендодатели нередко сами собирают у арендаторов отходы и передают их перевозчику, тем самым лишая коммерческие фирмы возможности получить необходимую бумагу. Плюс многие забывают, что, согласно действующему законодательству, платить за вред природе должен собственник отходов. Кто им является – арендатор или арендодатель, обязательно нужно прописать в договоре аренды или субаренды.

Добросовестные арендодатели получают лицензии на сбор отходов арендаторов и включают их отходы в свои нормативы. Тогда арендатор может отчитаться по плате за негативное воздействие на природу на основании справки, выданной ему арендодателем, и подать «нулевой» расчет платы за нанесение вреда окружающей среде (если по договору аренды его отходы переходят в собственность арендодателя) либо обычный (при сохранении права собственности на отходы за арендатором).

В соответствии со ст. 23 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» и Постановлением правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 наличие договора на размещение (вывоз) отходов не освобождает природопользователя от внесения платы за размещение отходов потребления. Заключая договор на вывоз мусора (в том числе бытового), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но это не считается платой за загрязнение окружающей среды.

Многие спрашивают: «Когда я открывал свое дело, кто должен был сообщить мне о том, что я должен платить за экологию? Имеют ли право меня штрафовать, если я об этом ничего не знал?»

Отвечаем: все федеральные законы и подзаконные акты подлежат опубликованию в официальных печатных органах и электронных информационных ресурсах. Знание законодательства – необходимое условие осуществления предпринимательской деятельности.

Консультации по вопросам о плате за негативное воздействие на окружающую среду можно получить по адресу: г. Белая Холуница, ул. Бастракова, 88, тел.: 4-13-74.

Николай Худяков,

главный специалист

отдела охраны окружающей среды

и экологической безопасности

КОГБУ «Кировский областной центр охраны

окружающей среды и природопользования»

по Белохолуницкому району.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии