Понимаю многих своих знакомых, которые, побывав в разных уголках нашей страны, ближнем и дальнем зарубежье, не торопятся поделиться с газетой своими впечатлениями (хотя такие материалы, как правило, пользуются особой популярностью у читателей). И дело даже не в боязни публичности и опасениях столкнуться с завистью. Главная причина, по-моему, в ощущении невозможности уместить на одной-трех печатных страничках множество незабываемых трогательных или забавных моментов, которые неизменно присутствуют в каждом путешествии. Вот как, к примеру, и мне рассказать о своих четырех поездках на полуостров Крым (в 2007-ом, 2008-ом, 2012-ом и 2015-ом)?!
Оговорюсь сразу: ни в одно другое место на земном шаре, где довелось побывать, нашу семью не тянуло сюда вновь с какой-то непреодолимой силой! Что для меня Крым? Это... сказочное существо, некое чудо-юдо, рыба-кит, место энергетической силы, наполненное не просто историческими артефактами, а дышащее древней мистикой. Причем она скрывается в каждой скале на витиевато изрезанном побережье, кипарисовой или самшитовой аллее, в каждом водопаде, гроте, заполненном морской пеной, горном плато...
Здорово, что у нас получилось «излазить» полуостров вдоль и поперек! Но на вопрос: «Какое крымское место оставило самые глубокие впечатления?» – ответить не смогу. Про каждое можно рассказывать часами, у любого – своя история, символичность и притяжение.
Вот, казалось бы, что может быть лучше южного берега Крыма? ЮБК – это буйная субтропическая зелень (кипарисы, необычные сосны-«зонтики»), Медведь-гора, которую за десятки километров видно из любой возвышенной точки побережья. Это городки и поселки с узкими улочками, вымощенными древними каменьями, названия которых звучат, как музыка: Партенит (в переводе с греческого – «порт дев», кстати, с этого замечательного местечка у головы Медведицы и началась моя влюбленность в Крым!), Новый Свет, Судак (варианты перевода: «священный», «вода» и «горный лес»), Коктебель («край голубых холмов»), Гурзуф (до сих пор спорят, что означает это слово: «медведь» или «долина среди гор»), Симеиз («знак»), Кореиз («село»), Алупка («лисица»), Массандра («поселение воинов»), Ливадия («луга»), Балаклава («рыбный мешок»), Форос («маяк»)...
Южное побережье – это конечно же монументальные дворцы русской знати: белый, парящий, как чайка, царственный Ливадийский; сумрачный, тяжеловесный и чопорный, как английский лорд, Воронцовский; кукольно-пряничный, разноцветный Массандровский и символ ЮБК – словно игрушечное, картинное «Ласточкино гнездо».
Но побывав в западном, степном Крыму, и в нем находишь свои преимущества. Шумная Евпатория («благородная», ранее – легендарная Керкинитида) оставляет впечатление древнего города со старинными мечетями и православными храмами, современной набережной и узкими средневековыми улочками, на которых «живые скульптуры», торговцы сувенирами и музыканты устраивают настоящие представления. Несколько шагов от наполненных транспортом проспектов – и ты словно оказываешься в одном из старых, известных городов Европы!
А расположенный неподалеку городок Саки (от арийского – «ловушка для моря»), как мы убедились, – курорт для страждущих, желающих подлечить больные «косточки», пропитаться солью и грязями из озер, чьи лечебные свойства не уступают израильскому Мертвому морю.
Есть и еще один Крым – материковый, этнический, воспетый Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан». Про него так и хочется вспомнить: «Восток – дело тонкое и изысканное!» Побродив по ханскому дворцу в Бахчисарае, послушав, как напевает древнюю, жалостливую мелодию «Фонтан слез», мы случайно узнали, что совсем неподалеку есть еще более удивительное место – пещерный город Чуфут-Кале. Это крепость караимов 5 – 6 веков н. э., а напротив – чудеса чудные: «врезанный» в высокую скалу один из самых древних православных монастырей – Успенский. Вот уж где смешалась все эпохи и верования – от языческих капищ до почитания чудодейственных икон сегодняшними монахами!
Ну, и как обойти стороной монументальность города-героя Севастополя: его многочисленные бухты и корабли, памятник погибшим морякам, нарядную набережную? Заглянув в находящийся буквально в километре Херсонес Таврический (Корсунь), словно попадаешь в древнюю Грецию. Перед тобой открываются развалины города (объект всемирного наследия ЮНЕСКО), основанного греками в 4 в. до н. э. И снова смешение стилей и времен! Рядом с колоннами древнего античного театра – храм в честь святителя Руси Владимира Красно Солнышко: именно здесь, рядом с Херсонесом, крестился сам и крестил подданных светлый князь, выбравший путь христианства, а не католичества, тем самым определивший навеки путь России-матушки.
Попадая же в расположенную совсем неподалеку Балаклаву, первая мысль, что ты оказался... в какой-то уютной итальянской бухточке, обрамленной картинными домиками, «карабкающимися» ввысь по скалам. Такие изображены на электронных страницах каталогов тур-агентств, заманивающих в дорогой «европейский рай»…
…Передо мной, словно в калейдоскопе, мелькают картинки: ярко-синие – морские; слепяще-желтые – солнечные, зеленые свежие – хвойно-кипарисовые, бежевые – «каменных джунглей»... И вдруг я осознаю, что еще не знаю, что такое Крым! Мы не успели заглянуть на самый западный на полуострове, ветреный и дикий мыс Тарханкут, где снимались многие эпизоды приключенческих фильмов. А еще Аккерман! Феодосия! Говорят, этот город не уступает Евпатории! Симеиз и Кореиз мы видели только с палубы прогулочного катерка. Побродили пару минут по самой окраине Фороса... В Коктебеле гуляли по заполненным художниками улочкам всего пару часов... В старинной Ялте знаем лишь гламурную набережную...
Верю, что когда-нибудь мы еще обязательно встретимся с тобой, загадочный Крым!
Ирина Ситникова. Фото автора.
- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии