ГлавнаяНовостиТранспортную систему области ожидают перемены
07.01.2021
Рубрика: Новости
Просмотров: 318
Транспортную систему области ожидают перемены

Ситуацию на кировских дорогах может улучшить введение брутто-контрактов. Среди несомненных плюсов: новые машины, комфорт для пассажиров, строгое следование расписанию.

О необходимости транспортной реформы в регионе говорится уже не первый год. В 30 проц. районов отсутствует пассажирское сообщение с областным центром. Не осуществляются регулярные перевозки по 11-ти межмуниципальным маршрутам.

Пандемия обнажила проблемы

Чтобы добраться до райцентра, жителям отдалённых уголков приходится тратить на проезд немалые средства. Подобная ситуация характерна для Санчурского муниципального образования, а также для Вятскополянского, где администрация местной автоколонны не может найти деньги даже на выплату зарплаты сотрудникам.

Об обновлении автопарка в такой ситуации мечтать не приходится. По оценкам специалистов, он изношен на 90 проц. Даже повышение тарифов (оно, в частности, было в 2019-ом) не сулит особых подвижек. И это лишь верхушка айсберга! Нельзя не согласиться с кировчанами, которые регулярно жалуются на плохое обслуживание пассажирских перевозок: грязные салоны, подчас хамское отношение сотрудников транспорта, неудобное расписание движения…

Все существующие проблемы обнажила пандемия коронавируса, которая ещё сильнее «срезала» доходную часть пассажирских перевозок в связи с падением пассажиропотока. На поддержку отрасли из областного бюджета было направлено 135 млн. руб., но они покрыли лишь часть расходов перевозчиков…

Переход на брутто-контракты

Специалисты отрасли настаивают: транспортная система региона устарела и требует радикальных изменений. Пора уходить от ситуации, когда областные, городские и районные депутаты ежегодно утверждают расходную часть для транспортников, чтобы те, грубо говоря, могли выжить. Выделяемые субсидии не позволяют покрыть все затраты. В итоге компании либо банкротятся, либо уходят с рынка.

Областное правительство вышло с предложением кардинально изменить систему управления транспортной отраслью, заявив о переходе на систему брутто-контрактов. Изменения позволят «не драться» за пассажиров, от которых зависит существование перевозчиков. Оплату последние будут получать за фактически выполненную работу: исходя из 1 км пробега.

Контракты начнут заключаться на период жизненного цикла транспортного средства сроком до семи лет. В них будут прописаны условия работы на том или ином маршруте, в том числе по подвижному составу. Таким образом, перевозчики смогут распланировать свою хозяйственную деятельность сразу на несколько лет, заложив в расходы закупку новой техники в лизинг, зарплату персонала. Сейчас же контракты заключаются на один-два года. За этот период компании стремятся заработать как можно больше денег, не задумываясь об обновлении автопарка.

Лизинговые компании готовы к сотрудничеству

По информации правительства Кировской области, в регионе предполагается определить организатора перевозок, который будет распределять контракты и аккумулировать денежные средства – выручку от платы граждан за проезд. При этом осуществлять перевозки смогут действующие муниципальные и частные перевозчики. Речь не идет о создании единой компании.

То есть, перевозчики, работающие по системе брутто-контрактов, смогут участвовать в программах по обновлению автопарка на льготных условиях. Сообщается, что лизинговые компании уже подтвердили готовность к сотрудничеству с нашим регионом. Они предоставят ему льготный период сроком на один год, который подразумевает нулевые платежи. Таким образом, кировские перевозчики смогут год эксплуатировать новый транспорт без обязанности вносить платежи, и им удастся нарастить финансовую часть.

Именно по такой схеме обновления автопарков действуют другие области. Например, Тверской с помощью подобного механизма удалось обновить более 400 единиц техники. Для Кировской планируется закупить автобусы разной вместимости на газомоторном и дизельном топливе, которое соответствует высочайшему экологическому классу. Они будут полностью укомплектованы, в том числе оборудованы кондиционерами.

Подход системный и комплексный

Первым делом перевести на систему брутто-контрактов планируется кировскую городскую агломерацию: с 2021 года – Киров, а с 2022-го – Кирово-Чепецк и Слободской. После того как все проблемные вопросы будут отработаны, на новую систему перейдет весь регион.

Для того чтобы начать работу по преобразованию маршрутов, необходимо перераспределить полномочия по организации пассажирских перевозок от города Кирова на региональный уровень. Это поможет решать вопрос комплексно и системно.

Предполагается, что удастся оптимизировать маршрутную сеть, исключив дублирующие муниципальные и межмуниципальные маршруты. Например, 21-й маршрут (Порошино) на 70 проц. совпадает со 121-ым (Боровица).

Сейчас организация перевозок – это полномочия муниципальных образований, которые обязаны организовать транспортное сообщение поселений с райцентрами и Кировом. Однако районные бюджеты не позволяют охватить все населенные пункты, поэтому муниципалитеты ограничиваются лишь центрами, забыв о малочисленных деревнях. Именно такая ситуация сложилась в д. Лубягино Кирово-Чепецкого района, куда автобус ездит два раза в день и только по будням. Местные жители вынуждены добираться до Радужного или Кирова на попутках или пешком. Кроме того, району не выгодно тратить средства на обслуживание маршрута, который ездит в другое муниципальное образование. Передача полномочий на уровень области позволит урегулировать этот вопрос.

Что касается частников, то, по экспертным оценкам, емкость кировского рынка их транспортных услуг составляет 3 млрд. руб, большая часть средств платится за наличный расчет и находится в тени. А новая система обелит прибыль, так как средства будут поступать напрямую в областной бюджет.

Комментарии

Геннадий Зырянов, генеральный директор ООО «Техавто», г. Белая Холуница:

– Несомненно, необходимость перемен в сфере пассажирских автоперевозок назрела давно! Нельзя назвать нормальной ситуацию, когда в 21 веке ряд районов остался без транспортного сообщения, а автопарк других находится в угрожающем состоянии. Но какие именно перемены нужны – должны показать экономические расчеты, выполненные компетентными специалистами, знающими тонкости работы автотранспортных предприятий.

Валентин Стерлягов, председатель Белохолуницкой районной организации ВОИ:

– Меня качество и цена пассажирских перевозок, если говорить о поездках из Белой Холуницы в Киров и обратно, устраивают. А вот от знакомых и коллег по общественной работе из сельских поселений района случается слышать нарекания на работу автотранспортников – чаще всего речь идет о том, что в некоторые дни рейсов до райцентра нет вообще. А ведь это неудобно! Иногда сельчане жалуются, что стоимость проезда высоковата. Мне кажется, если планировать какие-либо перемены, нужно прежде всего учесть в них улучшения в транспортном обслуживании сельской местности: чтобы рейсов стало больше, а людям это было по карману.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии