По сложившейся традиции, Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2019 году он пройдет под девизом «Trusted Smart Products» – «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
Так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т. п. – отличается тем, что имеет функции подключения к Интернету и непосредственно получает, собирает и отправляет самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире сегодня насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.
Появление «умных» технологий дает потребителям много возможностей, однако появляются и серьезные причины для беспокойства: обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.
Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом. Кроме того, согласно программе «Цифровая экономика РФ» к 2024 году в России должно появиться минимум 10 высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий, 10 индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики, 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий.
В Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1837-р, поставлены цели, задачи и принципы, исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети Интернет. Тем более что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей Всемирной паутины потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
В целях оперативной помощи, ориентирования и информирования граждан по вопросам приобретения товаров и услуг, в том числе через Интернет, защиты своих прав в различных жизненных ситуациях Управлением Роспотребнадзора по Кировской области по 25 марта 2019 года организована тематическая «горячая линия». Консультации специалистов можно получить по тел.: +7 (8332) 40-67-24, который функционирует ежедневно с 10.00 до 12.00 (кроме выходных и праздничных дней), и по телефону Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе: +7 (83362) 5-03-58. С многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений каждый потребитель может ознакомиться на государственном информационном ресурсе Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
С. Чеглаков, начальник Территориального отдела Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Кировской области в Слободском районе.
- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии