Недавно случайно познакомился с содержанием альманаха № 3 «Откуда мы родом?», выпущенного слободским региональным объединением краеведов «Уезд». В нем кратко описывается история сел и деревень Вятской губернии, в том числе нашего района. К сожалению, не увидел там даже упоминания о деревне Зимовке, откуда родом моя мать. Видимо, и краеведы уже забыли о некоторых деревнях и селах, кои еще несколько десятилетий назад стояли почти на каждом взгорке.
Сам я уроженец деревни Козлы, находившейся в 18 км от Зимовки, недалеко от Троицы. Такая деревня располагалась на границе с Кирсинским округом. Мне самому не раз доводилось бывать в Зимовке, поэтому односельчане частенько спрашивали, что это было за селение.
Впервые родители привезли меня в Зимовку в шестилетнем возрасте – в гости к сестре матери – Марии, ее мужу, двум дочерям и троим сыновьям.
Жители этой деревни рассказывали, что начало ей дала гужевая и почтово-пассажирская станция, появившаяся еще в XVIII веке. Тогда у речки Кирсы (приток Вятки) образовался рабочий поселок, где к металлургическому производству привлекли жителей окрестных деревень (Поповка, Воронье, Козлы и других). Появился Кайский тракт – из Слободского до Кая через Кирс.
На станции Зимовка стало строиться все больше дворов. При каждом доме была крытая ограда для отдыха лошадей и сохранности грузов. Дома строили просторные, чтобы в них могло поместиться на отдых много проезжающих. Каждому владельцу двора выделили по десятине земли под пашню и надел сенокосных угодий у реки Вятки – от станции до нее 7 километров. Была у жителей деревни и еще одна льгота – здешних юношей не забирали в армию.
Мать говорила, что ограда ее родителей вмещала 17 подвод. Рядом с домом моего деда, Никифора Сюткина, стоял двухэтажный особняк самого зажиточного жителя Зимовки – Ивана Карповича (фамилию не помню) с оградой на 70(!) подвод. На первом этаже дома стояли большие нары для извозчиков, железная печь, несколько двухведерных самоваров. На втором жили хозяева с прислугой. Еще пять-шесть домов имели небольшие ограды.
В 30-е годы XX века от станции Яр была проложена железная дорога на Север, проходившая через Песковку, Омутнинск, Кирс. Отпала необходимость в гужевом транспорте, содержании постоялых дворов. Зимовка осталась не у дел. Но еще долгое время жители не бросали родную деревню, относившуюся к Троицкому округу вплоть до 1958 года.
Из-за малого количества населения здесь так и не образовали колхоз либо коммуну. Два маленьких поля по обе стороны деревни (каждое не более 8 – 10 га) были переданы колхозу им. Чкалова, относящемуся к Черниговскому поселку. Мать поведала, как каждую весну, несмотря на бездорожье, в ее деревню направлялась тройка подвод с плугами и семенами ржи на телегах. Земля, не видевшая на протяжении многих лет ни навоза, ни удобрений, давала вот такой «урожай»: на одном квадратном метре вырастали 3 – 4 стебля с бледными колосьями. Вновь появлялись колхозники в деревне уже осенью: вручную сжинали рожь, грузили на три телеги. Жители Зимовки рассуждали:
– Ну какая выгода колхозу от этой земли? Понятно, что просто не хотят, чтобы она досталась нам. А уж мы бы и удобрили, и урожай получили хороший.
Сами зимовцы, не имея хороших наделов, жили очень бедно: хлеба не видели неделями, питались дарами леса и рек: грибами, ягодами, дичью и рыбой. Нередко ходили по близлежащим деревням и просили подаяние. Но переселяться не хотели до последнего: жаль было бросить добротные дома. В войну главной заботой стало дождаться сыновей – куда уж тут переезжать?
В 50-х годах Поломский леспромхоз, центр которого находился в Троице, начал крупные лесоразработки. В 12 км восточнее от Зимовки на реке Вятке быстро вырос поселок лесозаготовителей Боровка. Ожила и Зимовка: здесь появился мастерский лесозаготовительный участок, были построены пять-шесть щитковых домов, продовольственный и промышленный магазины, клуб, мастерская для техники. Маленькая вымирающая деревня превратилась в рабочий поселок с населением около 80 человек.
Леса вокруг Зимовки были ценными: на северной стороне рос отличный сосновый бор. Лес вывозили тракторами, затем на берегах Чернушки и Вятки разделывали на сортименты, складывали в штабеля, дожидавшиеся весеннего сплава.
Но спустя несколько лет все окрестные леса «прибрал» расширявшийся Кирсинский леспромхоз – в его ведение были переданы поселок Барановка и Зимовский мастерский участок. В итоге последний в начале 60-х годов закрыли, в 62-ом прошел последний сплав леса из Зимовки. На сей раз развитие деревни остановилось окончательно. Часть ее жителей переехала в Барановку, часть – в Кирс.
И, как во многих исчезнувших деревнях, в этой еще долго жила последняя семья, не захотевшая покидать насиженное место. Филипп Ипатович Катаргин с супругой содержали огород, корову, лошадь.
Сейчас место, где стояла Зимовка, заросло лесом, рядом с ним пролегает асфальтовая лента дороги Кирс – Киров. Бывших зимовцев разбросало по городам и весям. К примеру, в Кирсе живут дочери Филиппа Ипатовича – Тамара и Валентина...
Почему мне захотелось вспомнить об этой деревеньке? Просто там мои корни, жаль всех этих исчезнувших поселений, где любили и радовались рождению детишек, справляли свадьбы... А еще в истории Зимовки, как и в прошлом других таких маленьких селений, отразилась история нашей страны...
Геннадий Козлов, п. Дубровка.
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
- 01.11.2024 Из поколения в поколение…
- 18.10.2024 Не только ездим, но и смотрим…
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
Комментарии