В разговоре с одним из старожилов Белой Холуницы о памятных местах нашего детства мне почему-то вспомнился наш Увал с его неповторимой первозданной красотой...
…Как-то раз весной, познакомившись на танцах в Доме культуры завода с симпатичной и очень интересной девушкой, я предложил ей после окончания танцевального вечера прогуляться по Белой Холунице. Та охотно согласилась, и, несмотря на поздний час, мы долго бродили по ночным улицам родного города и вели неторопливую беседу на разные темы…
Уже погас в домах огонь,
Мы рядом шли ладонь в ладонь,
Бурлило все у нас в груди –
И было весело идти.
Наш разговор был ни о чем:
Болтали мы о том о сём,
Как хорошо на свете жить,
Свою любовь другим дарить…
Про пруд, про речку, про снега,
В лугах стоящие стога,
Ракеты в космос как летят…
И про парней, и про девчат.
Вот так по городу мы шли
Да в лес случайно забрели,
И приглядевшись, я узнал:
Да это ж наш родной Увал,
Где детство с юностью прошли
Под завывание метели,
Был эликсиром для души –
Мы здесь влюблялись и взрослели…
Когда мои воспоминанья
Мне стали память освежать,
Своей попутчице случайной
Я стал с восторгом объяснять,
Как мы с Увала до реки
На лыжах проносились,
Бывал тут Лёнька Киляков
И Симонов Василий,
Народу много здесь каталось –
Мне всех не перечесть!
Летал, как стриж,
Лобанов Сашка –
Хвала ему и честь!
И Михаил Шаромов был,
И Осетров Володя…
Могу еще перечислять –
Пожалуй, хватит вроде…
Ушли в историю года,
Как с юностью расстались,
Но не забыть нам никогда
Увал, где мы катались!
…Вскоре мы подошли к опушке леса, и лесная тропинка, причудливо изгибаясь, привела нас на Увал, откуда «с высоты птичьего полета» я хотел показать своей спутнице красивый вид на ночной город.
Местная изюминка для всех возрастов
Отмечу, что в свое время Увал (народное название) являлся своеобразной достопримечательностью поселка Белая Холуница, впоследствии ставшего городом.
Находился он в шаговой доступности от гаража Белохолуницкого леспромхоза и представлял собой высокую (30 – 35 метров) и довольно крутую песчаную гору, поросшую сосново-еловым лесом и густыми зарослями можжевельника. По своим внушительным размерам эта гора была примерно равна площади нашего городского парка... Многие старожилы хорошо помнят, что в 50 – 60 годы прошлого века Увал практически никогда не пустовал. Зимой детвора с удовольствием «летала» с горы на санках. Молодежь любила кататься на лыжах и совершала на них прыжки через небольшие трамплинчики, сделанные из снега во многих местах у основания горы. Их почему-то называли нырками. Это было незабываемое зрелище! Некоторые ребята после неудачных прыжков возвращались домой со сломанными лыжами и испорченным настроением.
Люди среднего и старшего возраста отдавали предпочтение неторопливым лыжным прогулкам по вершинам Увала, разглядывая с высоты Белую Холуницу и вдыхая целебный хвойный аромат. Весной и осенью охотники здесь стреляли дичь. Летом грибники и ягодники занимались «тихой охотой», а влюбленные парочки по вечерам с упоением наслаждались закатом солнца и любовались окрестностями... Вид с Увала был потрясающий! Особенно если имелся бинокль, в который можно было смотреть, не отрываясь, очень далеко и долго.
Необычайно красиво и романтично в лучах заходящего солнца смотрелись летом корабельные медноствольные сосны. Казалось, что какая-то невидимая и загадочная энергия из космоса пронизывает насквозь твою душу, а тело испытывает необъяснимое блаженство от созерцания природы…
Спортсменам с детства он знаком!
Предназначение Увала состояло не только в романтических прогулках вдвоем и любовании закатом, мерцанием звезд на ночном небе. Выполнял он и физкультурно-оздоровительные функции. Учителя физкультуры Михаил Александрович Перевощиков, Владимир Николаевич Смирнов, Василий Иванович Сысольцев, Виктор Семёнович Марьин и другие, работавшие в разное время в средней школе № 1, располагавшейся на улице Советской, облюбовали Увал и прилегающую к нему местность для лыжных тренировок, сдачи нормативов и просто для укрепления здоровья учащихся средних и старших классов. Они много сделали для развития физкультуры и спорта в данном учебном заведении, за что им огромное спасибо и низкий поклон от бывших учеников. К сожалению, многие из этих замечательных педагогов уже ушли из жизни. Светлая им память!
Позднее средняя школа № 1 переехала в заречную часть города на улицу Школьную во вновь выстроенное здание, а в ее стены переехала из заречной части восьмилетняя школа, и длительное время там шел учебный процесс. Сейчас в этом здании, капитально отремонтированном, располагается детская школа искусств.
За шаг до бездны
…Когда мы зашли в лес, со всех сторон нас обступили вековые сосны и ели. Вокруг – тишина. Сквозь кроны деревьев были еле видны огни города. Беззаботно болтая и держась за руки, мы вскоре подошли к крутому песчаному обрыву, который, как потом выяснилось, был высотой 20 – 25 метров и не имел никакого ограждения. Раньше о его существовании я и не подозревал. Вдруг тишину ночного леса разорвал пронзительный крик моей спутницы. Оказывается, я уже был готов сделать первый, но, вполне возможно, и последний шаг в своей жизни в неизведанное пространство. Хорошо, что в этот момент девушка не растерялась и мгновенно приняла единственно правильное решение: резким молниеносным движением крепко схватила меня за руку и притянула к себе. В тот короткий момент стало понятно, что сопротивление бесполезно, и я безропотно подчинился смелым и решительным действиям своей спасительницы. После всего этого кошмара вздох облегчения вырвался из моей груди…
Все могло закончиться по-другому – с тяжелыми последствиями для нас обоих. Когда же мы оказались на безопасном расстоянии от места, где только что находились, глыба песка вместе с пеньками от спиленных деревьев с шумом и грохотом обрушилась вниз. Мы поскорее ушли подальше от того обрыва, чтобы больше туда никогда не возвращаться…
Он канул в Лету, чтобы город строился…
Как потом выяснилось, примерно с середины 60-х годов прошлого века здесь экскаватором добывали песок для дорожных и строительных работ в райцентре. Сперва понемногу, но год от года объем постепенно увеличивался. В городе стали возводить много жилья, культурно-бытовых и производственных объектов, а строительный песок в районе Увала был близко, что несомненно влияло на себестоимость строительства. В результате хозяйственной деятельности человека получилось то, что получилось: Увал практически исчез с карты райцентра.
Вместо эпилога* Не так давно мне удалось побывать в районе Увала, куда я не заглядывал много лет. На месте выработанного и заброшенного песчаного карьера вырос целый поселок из аккуратных нарядных домов с хозпостройками и земельными участками. Одинокий каменный дом-особняк стоит, как памятник на песчаной горе, сиротливо прижавшись у опушки леса. Недалеко от него почти отвесно возвышаются остатки былого песчаного карьера, поросшие хвойным молодняком, напоминающие нам о том, что когда-то здесь находился Увал – место, которое забыть нельзя, разлюбить невозможно…
Анатолий ИЛЬИН.
На снимках: здесь раньше был Увал; спортивные занятия в начале 60-х в районе Увала. Фото Оксаны Савельевой и из архива Владимира Смирнова.

- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии