
Когда вечернею порой
Мне иногда не спится,
Сажусь за письменный я стол –
Строка к строке ложится.
Пишу про утренние зори
И про вечерние закаты,
Про голубую гладь пруда
И про речные перекаты…
Детство речное, юность земляничная…
В юго-западной части Белой Холуницы есть предместье, именуемое в народе Кокорихой. Оно начинается от пересечения улиц Поперечной и Советской и продолжается до конца последней, прихватывая ул. Заозёрную с двумя переулками. Почему так назвали данный микрорайон, сейчас, пожалуй, никто и не вспомнит. Суть не в этом! Здесь была обычная рабочая окраина, где жили заводчане с семьями. Позднее – в 50 годы прошлого века – в связи с созданием Белохолуницкого леспромхоза конец ул. Советской почти до самой реки был застроен частными домами работников данного предприятия. Тогда же появилась и ул. Заозёрная, получившая свое название из-за непосредственной близости к небольшому озерку, соединяемому через протоку с рекой Белой Холуницей.
Когда наступало лето и начинались каникулы, мы, дети послевоенной поры, большую часть свободного времени проводили на берегах этих водоемов: купались, загорали, ловили рыбу, играли в пляжный волейбол…
Как летние дни наступали,
Мы рыбу ловили в реке.
Кокорихой место то звали –
Сейчас уж оно вдалеке.
А солью посыпав горбушку,
Взяв лука зеленый пучок,
Мы шли на лесную опушку –
Куплеты там пел паренек,
Да он с семиструнной гитарой
Такие дела вытворял,
Что люди за сердце хватались
И к горлу комок подступал!
Пляжи на р. Белой Холунице в конце ул. Советской и Заозёрной после весеннего половодья всегда были чистейшими. В народе их почему-то называли «запески» (пески). Тут постоянно отдыхало много народа. Но, насколько помню, девчата и парни купались и загорали отдельно, на расстоянии друг от друга…
Когда поспевала земляника, молодежь, переплыв на другой берег реки, с нескрываемым восторгом входила в вековой медноствольный сосновый бор (в то время он еще не был вырублен). Попав на земляничные поляны, с удовольствием уплетала ароматные ягоды. А насладившись красотой природы, дружно отправлялась назад…
Музыка нас связала…
Теплыми летними вечерами по средам, субботам и воскресеньям до Кокорихи отчетливо долетали звуки музыки: это в Саду металлистов начинались танцы. И молодежь, принаряженная и даже немного взволнованная, начинала выдвигаться на мероприятие. По пути присоединялись молодые люди с других улиц и даже из п. Богородское. Билеты на танцы «под радиолу» стоили 20 копеек, под оркестр – 25. Народу всегда собиралась много!
А как вспомнишь танцплощадку,
Сразу за душу берет:
На полу на деревянном
Танцевал здесь весь народ!
Даже дождик не помеха
Был танцующим тогда,
Море радости и смеха
Бушевало там всегда.
И чарующие звуки
Разносились далеко –
Танцевали все красиво,
Танцевали все легко…
Домой, за исключением влюбленных парочек, еще долго гулявших, взявшись за руки, возвращались с шутками и прибаутками...
Спорт как норма жизни
К спорту молодых людей в то время приучали тренеры-общественники. Среди них – Виктор Марьин, мастер спорта СССР по велоспорту, который помогал ребятам и девчатам правильно и без перегрузок овладевать искусством езды на велосипеде. Основы бокса парни постигали под наставничеством Рудольфа Десяткова. Леонид Киляков давал познавательные уроки игры в футбол, а Александр Лобанов учил молодежь правильно распределять свои силы на лыжных тренировках.
У домов, где жили эти энтузиасты, имелись простейшие турники. Тут же стояли пудовые и двухпудовые гири. Каждый желающий в любое время мог прийти сюда и позаниматься! Ребята, для которых спорт стал неотъемлемой частью жизни, уходили исполнять свой воинский долг физически крепкими и подготовленными к несению армейской службы…
Когда наступала зима, и озеро покрывалось достаточно прочным льдом, молодежь прикатывала от гаража леспромхоза списанные автомобильные покрышки, которые использовались в качестве хоккейных ворот. В ближнем лесу вырубались вересковые «клюшки»… И начиналась затяжная хоккейная пора!
Главным «запевалой» и организатором хоккейных сражений выступал Иван Игнатьевич Гурьев – дядя Ваня, как все его называли. Он работал на машстройзаводе мастером в цехе № 7, затем был назначен его начальником. Иногда в разных местах водоема Гурьев устраивал сражения сразу для нескольких команд! А, надо сказать, коньков с ботинками в те далекие годы почти ни у кого не было. Приходилось привязывать их к валенкам сыромятными ремнями, на что у ребят иной раз не хватало силенок. Тут на помощь всегда приходил дядя Ваня, за что все ему были очень благодарны.
В гости… «на телевизор»!
Телевизоров в Белой Холунице тоже практически не было. Когда первый на Кокорихе появился у Анатолия и Дины Черезовых, ребячьему ликованию не было предела! Дело в том, что супруги Черезовы являлись бездетными, но очень любили детвору и всегда пускали ее к себе в дом посмотреть кино по телевизору. Иногда народу набивалось десятка два, а то и больше! Но Черезовы никогда никому не отказывали. Кому не хватало места на стульях и скамейках, садились на пол и начинали просмотр…
Помним всех поименно…
На Кокорихе жило много интересных людей. Среди них – Георгий Ильич Салтыков, участник Великой Отечественной войны и парада Победы в 1945 г., орденоносец, работавший одно время директором Белохолуницкого леспромхоза и много сделавший для развития предприятия; Альберт Корзунин, трудившийся в ЛПХ водителем лесовозной машины, а позднее ставший завгаром.
Пётр Игнатьевич Гурьев был электриком на машстройзаводе, всегда безошибочно находил любую неполадку и устранял ее в сжатые сроки. Потом перешел на работу в филиал фабрики имени 8 Марта, откуда и ушел на заслуженный отдых. С энергетикой связали свои жизни и братья Николай и Виталий Никифоровы: один являлся главным энергетиком машстройзавода, другой – главным инженером Белохолуницкого РЭС.
Жили здесь и братья-медики Храмовы: Виталий работал фельдшером в Сырьянской участковой больнице, а Вячеслав – хирургом на Военно-морском флоте России.
Фронтовик Александр Дмитриевич Быданов трудился мастером механического участка в цехе № 2 Белохолуницкого МСЗ. Бок о бок с ним работал ведущий инженер-конструктор, разработавший и внедривший на заводе не один десяток рацпредложений Виктор Егорович Шитов, в свободное время – заядлый рыбак. Как и участник гражданской войны Василий Максимович Стрелков.
Были у нас и острословы, хорошо рассказывавшие анекдоты, – братья Михаил и Николай Глухих. Оба заводчане: Михаил токарил в цехе № 9, Николай работал сварщиком в цехе № 3. В средней школе № 1 преподавала русский язык и литературу Нина Михайловна Зеленина…
Много людей оставили свой след на Кокорихе: всех не перечислить! Кто-то уже ушел в мир иной, кто-то сменил место жительства, но малая родина навсегда останется в сердцах живущих. Как часть Белохолуницкого района, часть города Белая Холуница, наконец, как часть человеческой души…
На снимке: половодье в Кокорихе.
Анатолий Ильин, бывший житель Кокорихи.
Фото Оксаны Савельевой и Юрия Дудникова.


- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии