ГлавнаяКраеведениеПламенный мотор
12.03.2020
Рубрика: Краеведение
Просмотров: 1216
Пламенный мотор

В предвоенные годы советские инженеры и конструкторы, работавшие в области авиации, выполняли задание Коммунистической партии и советского правительства по созданию новых образцов авиационной техники, строили военные и гражданские самолеты, совершенствовали авиационные двигатели.

Летом 1930 года Глававиапром в срочном порядке поручил авиаконструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу разработать проект истребителя-перехватчика с 76-мм динамо-реактивными авиационными пушками (АПК-4). Истребитель получил загадочное название Z. Это был подкосный низкоплан, в котором передняя часть фюзеляжа с двигателем и кабиной была аналогична созданному ранее истребителю И-5, но все остальное в нем выглядело иначе. Хвостовая часть фюзеляжа овального сечения имела высокий киль и горизонтальное оперение с подкосом. Крыло эллипсовидное с полотняной обшивкой по форме напоминало крыло бабочки.

Однажды на завод приехал руководитель советского государства И.В. Сталин, чтобы осмотреть опытное производство. Иосиф Виссарионович сел в кабину истребителя, спрашивая о назначении тех или иных рычагов. Он потянул за рычаг механизма перезарядки пушек, а тот, как назло, не сработал. Конструктор Григорович был очень смущен и расстроен. Но вскоре, несмотря на произошедший конфуз, истребитель И-Z поднялся в воздух… Выводы научно-исследовательского института Военно-воздушных сил были таковы: «…несмотря на имеющиеся дефекты, считать, что системы АПК-4 могут быть допущены на войсковые испытания».

В течение 1933 г. в Москве были построены 22 летные машины. В войсковой части № 1692, где служил уроженец Белой Холуницы Н.М. Сомов, согласно приказу сформировали отдельную истребительную авиационную эскадрилью для разработки тактики и использования истребителей И-Z. И Николай Матвеевич вошел в её состав. Летчиком Сомов был отличным. Об этом свидетельствовали его характеристики и факт участия в Первомайском параде над Красной площадью.

Опыт передовых авиаторов быстро внедрялся в боевую подготовку всего летного состава. Вместе с совершенствованием способов ведения воздушного боя летчики добивались групповой слетанности, умения работать на больших высотах. Но проведенные войсковые испытания И-Z в воздухе выявили некоторые сложности. При минимальной скорости полета после залпа из-за сильного отсоса воздуха отлетали части крыла и фюзеляжа…

7 мая 1934 год в ясном небе Подмосковья разразилась трагедия. Полётное задание Сомова подходило к концу. Ещё одна фигура высшего пилотажа – и можно заходить на посадку. Но в этот момент с машиной что-то случилось: не выйдя из штопора, она рухнула на деревья… В результате аварии, как написали в некрологе друзья по крылатому строю, «…трагически погиб на боевом посту молодой, энергичный летчик, герой авиации Николай Матвеевич Сомов»…

Вместе с родственниками погибшего в Москву выехала делегация рабочих Белохолуницкого завода. Тело летчика предали кремации, а урну с прахом, помещённую в цилиндр от самолета, на котором он совершил свой последний полёт, доставили на родину. 6 июня 1934 года многолюдная траурная процессия проследовала от здания завкома по улице Ленина и плотине в заречный сад «Динамо». Здесь, на берегу реки Белой Холуницы, установили памятник Н.М. Сомову, в основание которого заложили урну с его прахом.

Прошли годы… Парк имени Олега Кошевого (бывший «Динамо») начал застраиваться. Памятник Сомову оказался на территории хозяйственного двора школы № 1 и детского сада № 3 скрытым от всеобщего обозрения. Районное отделение общества охраны памятников истории и культуры вышло перед исполкомом городского совета с ходатайством о его переносе. Учтя пожелания общественности, рабочих завода и родственников, его решили перенести в сквер на улице Глазырина (между Домом Советов и зданием городского Совета).

14 августа 1975 года состоялся митинг, посвященный открытию нового обелиска и перезахоронению урны с прахом летчика-испытателя Николая Матвеевича Сомова, погибшего при выполнении служебного задания. А цилиндр от мотора самолета истребителя И-Z стал музейным экспонатом, рассказывающим об истории отечественного самолётостроения.

Кстати, Григорович впоследствии создал на базе самолета И-Z еще несколько проектов истребителей под общим названием «Пушечный истребитель». Во время второй мировой войны специализация боевых самолетов всех классов стала более выраженной: дальние истребители сопровождения, истребители-бомбардировщики, высотные перехватчики, появились даже ночные истребители. Одними из главных факторов победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение их производства, а также лётчики-асы.

Вспомни тех, что ушли в свой последний поход,

Чей в горящей пыли оборвался полет...

Белых звезд водопад перед ними померк,

Но прощальный их взгляд был не вниз, а наверх!

Честь и хвала смелым людям, которые отдали долг Родине, не пощадив своей жизни! Давайте всегда будем помнить об одном из тех, кто закладывал фундамент воздушной мощи нашей страны, и гордиться своим земляком – Николаем Сомовым.

Елена Андреева.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии