(Продолжение. Начало в № 86 за 28 июня 2015 г.).
Часть 2-я.
Род Ипатовцев
Одним из основателей деревни Останицы был Ипат Катаргин (дед моей супруги), вырастивший шестерых сыновей и четырех дочек. Я с детства хорошо запомнил сыновей Ипата – крепких мужиков. Старший, Алексей, служил перед Первой мировой войной в царской армии. Попал в плен к немцам, работал на немецкой ферме. И хотя перед революцией произошел обмен пленными, Алексей решил остаться в Германии. Только спустя девять лет он вновь объявился в Останицах…
С его появлением на родине связан занимательный случай. Второй сына Ипата, Василий, долго не мог жениться, так как отец не желал справлять свадьбу до вступления в брак первенца: «Пока не оженю старшего, Алексея, никто из младших не женится!» И хотя ему твердили, что без вести пропавший сын погиб, Ипат этому не верил! Тогда Василий решил переломить решение отца хитростью – он написал письмо от имени Алексея: «Живу на чужбине. Женись, Василий, не жди меня». И показал послание отцу. Тот долго думал, но позволил: «Женись, Бог простит!»
И вот представьте: на улице – бабье лето, деревня гуляет свадьбу, Василий с невестой за столом, позади них в раскрытые створки рам глазеют на происходящее «глядены». Все взоры гостей обращены на невесту – не наша: Василий сыскал ее в деревне Зимовка. На ногах у девушки диковинные хромовые ботиночки на каблуках. Вдруг народ на улице заволновался. Глянул Ипат из окна и обомлел – кто это стоит в шинели и папахе? Да это же Алексей! А Василий быстро смекнул, что делать: прыг в окно и бегом к брату обниматься, а сам шепчет: «Скажи отцу, что ты мне прислал письмо с разрешением жениться!»
За столом Алексей, приняв чарку хмельного, рассказал, что жил с немкой и оставил в Германии двух дочек: одной – шестой год, другой – третий. Но не стерпел больше на чужбине... Он остался жить в Останицах, женился, вырастил двоих сыновей и двух дочерей от покорной русской жены. Но не любил ее, в семье за глаза его называли «зверем». Родные боялись сесть с ним за стол, дрожали за печкой. «Страдает по немчуркам», – судили люди. И на работе в колхозе он ни с кем не разговаривал, зол был на весь свет.
Третий сын Ипата, Иван, построил дом в Воронье, занимался извозом, но здоровьем был слабый и рано ушел из жизни.
Четвертый же, Николай (отец моей жены), напротив слыл расторопным малым и балагуром. Тоже был извозчиком, имел пару отличных лошадей, летнюю и зимнюю пролетки, возил земляков до села Екатерины (в 10 км вниз по р. Вятке) и до Кирса. Он мечтал разбогатеть, пристрастился к карточной игре с кирсинскими шулерами. И вот однажды проиграл и лошадей, и повозку. Домой пришел пешком, с одним бичигом в руках. После этой неудачи Николай оставил игру, построил кузницу и стал чинить повозки и подковывать лошадей. Таким оказался мастером, что знакомые говорили: «Наговор какой-то знает, раз кони стоят у него, не шелохнувшись»! А еще он ремонтировал колхозные трактора и без электрогазосварки умудрялся сваривать лопнувшие машинные детали в кузнечном горне!
Пятый сын Ипата, Филипп, жил в Зимовке и занимался извозом. И после закрытия почтово-гужевой станции не уехал из деревни, промышлял своим хозяйством, держал корову и лошадь. Был он шутником. Как-то отвадил приезжих охотников стрелять близ деревни. Перед выходными унесет на опушку шкурку зайца, наденет ее на пенек – чем не косой: ушки торчат, от ветра шевелятся! Охотники давай по пеньку палить – а заяц все стоит! Поздно до них доходило, что к чему, а уже патронов куча потрачена… Спросят чужаки у деревенских, кто это так шутит? Те – на сына Ипата. А жена Филиппа тут как тут: «Мой-то все лежит, спину прихватило, даже к столу спуститься не может. Нужны ему ваши зайцы!» А как-то решил хитрец чучело глухаря на сосну повесить – и снова охотники попали впросак!..
Шестой сын Ипата, Григорий, работал на пару с братом Николаем в кузнице. В Великую Отечественную войну был призван на службу, погиб в 1942 году.
Четырех дочерей Ипат выдал замуж в разные села Троицкого округа. Было у него 20 внуков и внучек, а сколько правнуков – не счесть! По просьбе некоторых из них я и записал сии воспоминания со слов моих бабушки, Афанасии Афанасьевны, и матери, Елены Никифоровны. Призываю жителей Белохолуницкого района последовать моему примеру – любые сведения о жизни предков будут очень интересны потомкам.
Геннадий Козлов, п. Дубровка.
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
- 01.11.2024 Из поколения в поколение…
- 18.10.2024 Не только ездим, но и смотрим…
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
Комментарии