Эту необычную историю вполне можно назвать сказочной, потому как речь в ней пойдет о волшебном предмете.
Внимание сотрудника музея Николая Александровича Тукмачёва, обследовавшего недавно чердак городской школы им. В.И. Десяткова (в XIX веке – старинный особняк управляющего Холуницкими заводами Андрея фон Зигеля) привлек ржавый, «обросший» голубиным помётом предмет прямоугольной формы с маленькой дверкой и круглым отверстием…
Находку принесли в музей, очистили от грязи. Ею оказался старинный «волшебный фонарь» – предшественник кинематографа! Работники музея тут же взялись за изучение истории нового экспоната...
Многим людям среднего возраста диковинный прибор – прообраз диапроектора – хорошо знаком с детства, так как все мы смотрели когда-то диафильмы. А первые фонари позволяли транслировать на некий фон, например, белую стену или ткань, изображения, нарисованные на уникальных стеклянных пластинках. Позднее, после 1886 года, на смену им пришли эпипроекторы, изобретенные господином Малиновским, в которых вместо дорогостоящих пластин использовались бумажные картины. Скорее всего, именно такой, более поздний вариант фонаря и был найден в школе им. В.И. Десяткова!
Догадку подтверждает и одна любопытная реклама, обнаруженная на последней странице номера «Вятской газеты» от декабря 1901 года, который хранится в нашем музее: «Волшебные фонари для картин на бумаге. Изобретения полковника Малиновского. Из московской мастерской С.К. Акимовой».
Из статей в Интернете узнаем, что эпипроектор в свое время возбудил большой интерес общества. Суть изобретения состояла в том, что при помощи света (двух керосиновых ламп с зеркалами), отраженного от непрозрачных оригиналов, на экран проецировались различные изображения – хоть из книжки, хоть из журнала! «Волшебный фонарь системы полковника Малиновского» был отмечен Дипломом всероссийской выставки и приобрел широкую популярность. Был налажен выпуск копеечных «картинок для фонаря Малиновского», и вскоре в библиотеках многих земств появились целые собрания таких печатных изображений.
О преимуществах «волшебного фонаря» наперебой писали газеты. Вот что, например, отмечается в одной из публикаций XIX века: «В последнее время все чаще и чаще ставится вопрос о внешкольном образовании народа, причем народным чтениям с туманными картинами отводится первое место. И это понятно: народная библиотека- читальня, как бы она хорошо ни была поставлена, будет иметь в деревне слишком ограниченное влияние, потому что печатное слово доступно только грамотной части населения. Грамотных же у нас очень мало. Между тем живая речь, с которой обращается священник или учитель к собравшемуся в школе народу, понятна и доступна каждому: грамотному и неграмотному, убеленному сединами старику и малому дитяти, особенно, когда это живое слово сопровождают картины, демонстрирующие рассказ лектора».
Отчеты уездных земств свидетельствовали, что народные чтения с «волшебным фонарем» производили настоящий фурор: «Чтения с туманными картинами производят на крестьян глубокое впечатление и неотразимо влекут их к себе. Ходят на чтения все, и старый, и малый, и женщины, и мужчины; и все это собрание, стоя часа по два, а иногда, с перерывом, часа по четыре, слушает или житие святых, или евангельскую историю, и с нетерпением ждет явления на полотне воздушных ярких образов. Эти образы неизгладимо запечатлеваются в душе слушателей, и... содержание чтений прекрасно запоминается крестьянами».
Действительно, для наших предков показ световых картин на стене затемненной комнаты был сродни некоему волшебству, мгновенно переносившему зрителя то в пески Египта, то на улицы Парижа, во времена далекого прошлого. Картины «волшебного фонаря» были яркими, казались объемными и диковинными, производили на публику серьезное впечатление. Например, портрет Государя Императора мог заставить присутствовавших повскакивать с мест!
Видимо, и управляющий Холуницкими заводами Андрей фон Зигель посредством «волшебного фонаря» показывал долгими зимними вечерами «туманные картинки» своим детям, семье и многочисленным гостям дома. Скорее всего, его использовали и во время публичных чтений в Народном доме, ведь известно, что господа немало делали для просвещения местного населения! Не исключено, что позднее прибор широко применялся для обучения студентов Белохолуницкого педучилища…
Вот какую интересную историю рассказало нам удивительное устройство с таинственным и романтичным названием! Многие годы фонарь Малиновского считался венцом прогресса, замечательным средством обучения, но главное – он рождал волшебство! Ольга Князева. Фото автора.
- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии