ГлавнаяКраеведениеБурлаки Холуницы
09.06.2016
Рубрика: Краеведение
Просмотров: 1178
Бурлаки Холуницы

В 1947 году, когда Михаилу Щетинину было около 11 лет, отец – Николай Михеевич – брал его с собой для помощи в проведении плотов из верховий пруда.

Отопление в учреждениях тогда было печное, поэтому дрова поселку требовались в немалых объемах. И кроме, как водой, доставить их в наш уголок было не на чем, ведь техника практически отсутствовала. Да и весенние дороги являли собой лишь направления…

То, что сохранила детская память Михаила Николаевича, он рассказал мне спустя 69 лет…

«Зимой бригада рубила лес в устье р. Поды – одном из 188 притоков р. Белой Холуницы. Это где-то в 15-ти км от поселка по водной глади пруда. Поваленные деревья лесорубы разделывали на 6-метровые бревна и лошадьми на волокушах трелевали на лед ближайшего залива, что против устья р. Викулихи. На льду бревна укладывали в три ряда и сооружали плоты. Готовые к сплаву, они ожидали большой майской воды…

Лес заготавливал Белохолуницкий районный топливный отдел для снабжения дровами всех местных учреждений, имеющих кирпичные печи, что обогревали в холодные и длинные зимы. Отопления от котельных тогда еще не было, как и самих кочегарок. Топливо покупали и рядовые граждане.

Но, конечно, «кормильцем» большинства жителей являлся завод, который и технически был более оснащен. Он буксировали лес в плотах из делянок Мишинского Чернушки, Каменного, Скатного по пруду тремя катерами: «Партизаном», «Славой» и «Чайкой». Капитаном «Партизана» был Николай Щелканов – отец Владимира Щелканова.

А нам, «райтоповцам», приходилось вести плоты своим ходом, то есть за счет смекалки и изворотливости. Это был тяжелый физический труд! По течению реки плоты двигаться сами не могли, т. к. его, течения, практически не имелось в тех местах пруда. Делали мы это особым способом. Караван из трех плотов увязывали и на передний устанавливали большой ворот с четырьмя крепкими рычагами из жердей. При нас были две лодки с якорями и веревками метров по 150. Мы клали якорь в лодку, привязывали к нему веревку, садились за весла и завозили якорь вперед по курсу движения к поселку. Далее «груз-зацеп» сбрасывали в воду, а веревку возвращали к головному плоту, где ее крепили к вороту. Четыре женщины, встав за рычаги, накручивали веревку на вал и так подтягивали плоты к якорю. Мы тут же завозили вперед второй якорь и сбрасывали его в воду. Во

т так медленно, но верно и шли, подводя караван в порт назначения: школа, больница, гавань в начале ул. Коммунаров… Выходили в плавание только в тихую погоду и всегда на зорьке, часа в три утра, а вечером – часов в 7 – 8 – причаливали к берегу. Этот путь в 15 км преодолевали часов за 17-ть. Так что скорость была достаточно большой – около 900 м в час и такой, что «только елочки мелькали» по красивым берегам пруда. Бригадиром-«флотоводцем» нашего каравана был Иван Михайлович Лобанов. За сезон мы делали такие переходы не один раз, чтобы дров на зиму хватило всем».

Прознав об искусстве холуницких бурлаков, я года два назад спросил об этом Павла Афанасьевича Ерёмина, жившего в то время в прибрежной деревеньке Травное. Он подтвердил: «Утром шел я по берегу пруда на уроки во вторую школу и видел эти плоты в районе Холодного Ключа, а когда после обеда возвращался с занятий, они плыли еще у Шитовского носка – мыса, что перед деревней Шитово…»

Сегодня, конечно, иное время. Ушел в историю молевой сплав бревен по рекам Вятке, Белой Холунице, Соме. Не видно на просторах р. Вятки у с. Сырьяны и г. Слободского и огромных караванов из плотов, которые опытные капитаны еще в 70-х годах XX века вели в р. Каму и Волгу. Теперь лесовозы, груженые прямо в делянках десятками кубометров древесины, по асфальту дорог доставляют лес туда, где он необходим. Спокойно струится река с ее чистой водой, избавившись от проблем, когда она была большой столбовой водной дорогой ушедшей эпохи. Но, к сожалению, исчезли с берегов и многочисленные поселки и плотбища: Сомский, Речной… А ведь это была чья-то родная гавань, память о которой человек пронесет через всю свою жизнь…

Валерий Сердитов.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии